ПОВОРОТНО-ОТКИДНАЯ УГЛОВАЯ КОЛОНКА

ПОВОРОТНО-ОТКИДНАЯ УГЛОВАЯ КОЛОНКА
Агрегат, служащий для передачи мощности от двигателя на гребной винт, реверсирования вращения винта и управления судном. Применяется в основном на катерах. Состоит из неподвижного корпуса, закрепленного фланцем к транцу, и соединенного с ним шарнирно поворотно-откидного корпуса, который имеет ведущий вал с универсальным шарниром, верхней и нижней конической передачи, реверсивное устройство, вертикальный вал, гребной вал с винтом и газовыхлопной тракт двигателя. Нижний корпус может вращаться относительно вертикальной и горизонтальной осей, благодаря чему осуществляются управление судном по курсу и откидывание колонки при встрече с подводная препятствием. Соврем, колонки снабжаются гидравлической системой с 2 гидроцилиндрами, которые удерживают нижний корпус от откидывания на заднем ходу и позволяют регулировать угол наклона оси гребного винта, для управления дифферентом катера и уменьшения осадки. Двигатель крепится к внутренней стороне транца посредством такого же фланца, что и на неподвижном корпусе колонки. Для предотвращения работы "в разнос" двигатель снабжается автоматической системой выключения зажигания, срабатывающей при откидывании колонки. Реверсивное устройство располагается в верхней части колонки и состоит из шестерен переднего и заднего хода и конусной фрикционной или кулачковой муфты. Выпускные газы отводятся через корпус колонки в полость за ступицей гребного винта, благодаря чему снижаются шумность и кавитация. Первые повортно-откидные угловые колонки появились в 1913 г. с бензиновым двигателем мощностью 2,2 кВт. К 1930 г. с помощью колонки удалось передать мощность всего в 11,8 кВт, и только начиная с 1958 г., после разработки шведской фирмой "Вольво Пента" первой модели колонки "Акваматик" с двигателем мощностью 48 кВт, они стали широко применяться в катеростроении. В настоящее время колонки - основном тип трансмиссии на катерах различного назначения при агрегатной мощности до 440 кВт; выпускаются в паре с дизельными и карбюраторными двигателями. Применяются также в переносных агрегатах большой мощности, предназначены для привода несамоходных судов типа плашкоутов и барж. Наибольшее распространение получили колонки с Z-образной передачей, в которой все 3 вала расположены под прямым углом; существует также несколько моделей колонки с промежуточным валом, наклоненным под углом 110-130° к гребному. При необходимости передачи большого крутящего момента колонки снабжают 2 или большим числом промежуточных валов. Преимуществами колонки по сравнению с установкой, имеющей обычный валопровод, являются компактность, простота монтажа, не требующая фундамента под двигатель, хорошая защита гребного винта, возможность подхода к необорудованному берегу, лучшая управляемость, более высокий пропульсивный коэффициент (на 10-12 %).

Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение. . 1986.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»